Бесплатная франшиза: миф или реальность

Логотип Макдональдс

Франшиза - это использование бренда

Франшиза - это договор на использование бренда плюс предоставление услуг и продажу товаров под этим брендом в других странах или регионах страны. Например, фирма МакДоналдс работает по франшизе, а следовательно под её вывеской в городах России и мира работают местные предприниматели, выплачивающие ежемесячные отчисления за франшизу. В договоре франшизы должны быть прописаны стандарты качества предоставления услуг, единые для всего бренда, но имеющие специфику для каждой отдельной страны. Так, например, в Израиле, вы таки не поверите, существуют кошерные МакДоналдсы!

На сегодняшний день многие инвесторы, желающие сэкономить на построении своего бизнеса, склоняются к варианту бесплатной франшизы. Миф это или реальность? Скорее всего, миф. Дело в том, что, как гласит знаменитая фраза, «бесплатный сыр только в мышеловке». Этим пользуются не всегда честные люди. Стоит помнить о том, что над каждой франшизой работало множество людей, труд которых непременно должен быть вознагражден. То же самое можно сказать о бизнесе, который не может быть бесплатным в принципе.

Построение бизнеса

Новая фрнашиза

Необходимо понять, что приносящий стабильный доход бизнес нереально построить без финансовых вложений. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что либо перед человеком откровенный «развод», либо за таким «бесплатным» бизнесом все-таки кроются какие-либо расходы. Так или иначе, финансовых инвестиций в саму франшизу не удастся избежать полностью.

К примеру, для распространения информации о конкретной услуге нужно создать собственный интернет-ресурс. Увы, для этого нужно иметь знания системного администратора, которыми обладает далеко не каждый бизнесмен.

Если говорить о товаре, тут все намного сложнее и дольше. Во-первых, нужно оформить аренду помещения, в котором планируется торговля. Во-вторых, нужно закупить сам товар у проверенных временем поставщиков, которые завоевали доверие. В-третьих, необходимо грамотно зарегистрировать бизнес в форме ЗАО, ОАО, ООО или ИП. Последними двумя шагами будет подбор достойных работников и организация рекламной кампании.

Очень важно наличие собственного оригинального наименования, под которым будет осуществляться продажа. Здесь, опять же, все упирается в деньги, поскольку бесплатного оформления не предусмотрено нигде. Обучение будущих «бизнес-акул» тоже требует времени, сил и денег.

Бесплатная франшиза

Термин «бесплатная франшиза» может быть расшифрован так, что франчайзи просто не вносит плату за роялти и паушальный взнос. Если же эти платежи имеют место, они ничтожно малы. Даже если франшиза не имеет узнаваемого бренда, она всегда будет платной. Существуют те, кто может предложить франшизу за гроши, но такое предложение имеет весьма серьезные нюансы.

Франшизы могут быть дилерскими, когда роль дилера играет именно франчайзи. Задача поставщика обеспечить франчайзи продукцией. То есть товаром владеет франчайзер, а покупатель франшизы просто получает его под реализацию и еще платит владельцу за право его продать.

Бесплтаная фрнашиза При этом, конечно, логичность и правильность паушального взноса вполне можно поставить под сомнение. Такую франшизу не нужно считать бесплатной. Роялти, так или иначе, входит в стоимость товара, хотя и не всегда придается огласке. Конкретное ценовое значение формирует непосредственно человек, который занимается поставкой. Таким образом, говорить о полном отсутствии оплаты франшизы было бы как минимум наивно и легкомысленно.

Иногда паушальный взнос может быть абсолютно справедливым. Если, скажем, он равняется 70 тысячам рублей, это, конечно же, внушительная сумма. За свои деньги франчайзи получает полное ознакомление с секретным способом производства, обучение на фабрике, личный диалог с мастерами и так далее.

Если взнос составляет всего лишь 15 тысяч рублей, это очень заманчиво для предполагаемого инвестора. Но что он получит за свои деньги? Возможность узнать, как правильно раскладывать товар и теоретические знания об организации магазина. Однако не предоставляется совсем никаких сведений о технических данных продаваемого товара. Эта информация не является уникальной, и платить за нее не стоит.

Кроме того, если дилеру вдруг захочется поднять цены, франчайзи, полностью зависимый в этом вопросе от дилера, может потерять свой бизнес. В первом и втором случаях франчайзи потратят совершенно разные суммы, но и итог их сделки будет различен.

Заключение

Плюсы франшизы:

  • Покупая лицензию на ведение бизнеса, предприниматель не заботится о проблеме продвижения и развития своего дела.
  • Нет необходимости поиска сырья и оборудования, обустройства торговой точки, так как все это предусмотрено условиями франчайзинга.
  • Гарантия помощи при ведении бизнеса и грамотные консультации.
  • В случае если франчайзи нужно будет получить кредит, у него всегда будет поручитель, в роли которого выступает владелец франшизы.
  • Для успешного старта бизнеса потребуются хотя бы минимальные навыки в сфере менеджмента.
  • Нет необходимости в маркетинговых исследованиях и изучении рынка, так как всю информацию мониторинга можно позаимствовать у собственника франшизы.

Минусы франшизы:

  • Для ее покупки нужен первоначальный капитал.
  • Репутация выбранного бренда переходит к франчайзи.
  • Договор франчайзинга предусматривает ряд обязательств, которые покупатель франшизы должен соблюдать независимо от того, окупает себя бизнес или нет.

Таким образом, «бесплатные» дилерские франшизы выглядят весьма выигрышно, но не всегда являются честным источником дохода. Подводя итоги, имеет смысл сказать о том, что за все в жизни нужно платить. Франшизы не являются исключением в данном случае. Стремясь к экономии на паушальном взносе, не нужно допускать ошибок. Возможно, вместо желаемой прибыли выйдет получить лишь непривлекательную идею.